Гигиена обучения и физического воспитания детей школьного возраста

Гигиена обучения и физического воспитания детей школьного возраста Гигиеническая характеристика возрастных анатомно-физиологических особенностей детей школьного возраста. Школьная гигиена, отрасль гигиенической науки, изучающая влияние различных внешних факторов — природных и искусственно созданных в условиях труда и быта — на организм учеников, на состояние здоровья и физическое развитие. Все задания школьной гигиены тесно связаны с трудом преподавателей физического воспитания. От них требуется умение использовать знания гигиены для решения вопросов, касающихся нормирования физических нагрузок во время занятий физической культурой и спортом, условий их проведения, определения их места в режиме дня школьников и др. Детский организм находится в состоянии непрерывного роста и развития. Во ростом подразумевают изменения организма, характеризующихся количественными показателями, а под развитием — качественные изменения органов и тканей. Различают следующие периоды детства: дошкольное — до 7 лет, младший школьный — от 7 до 12 лет, средний — от 12 до 16 лет и старше — от 16 до 17-18 лет. На каждом возрастном этапе происходят определенные морфологические и функциональные изменения, знание которых нужно для правильной организации обучения и воспитания детей, их физического развития и создания надлежащих условий внешней среды. Несоблюдение гигиенических норм и правил может ухудшить нормальное развитие организма и вызвать заболевание. У детей младшего школьного возраста костная система отличается недостаточной прочностью за того, что в ее составе более органических веществ чем минеральных (кальций, фосфор, магний).
https://kam-steklo.ru/production/krishki-dlya-banok/krishki-tvist-optom-v-moskve

Это вызывает деформации позвоночника при неправильном положении тела, например во время чтения или письма. Процесс окостенения костей рук заканчивается только к 10-13 годам, что важно учитывать при обучении детей писать (недопустимо перегрузки этой работой, особенно на первом году обучения). Мышечная ткань в этот период начинает ускоренно развиваться, однако увеличение объема мышц и рост силы происходят неравномерно: развитие крупных мышц туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра, происходит скорее , мелкие же мышцы, например кистей рук, еще значительно отстают в развитии. Это затрудняет выполнение мелких и точных движений, их координацию. Дети указанного возраста еще не могут в длительной мышечной деятельности, связанной с более или менее значительным напряжением сил. Развитие моторики зависит не только от состояния костно-мышечного аппарата, но и от уровня развития ЦНС. Несовершенство движений у детей этого возраста обусловлено развитием координационных механизмов в коре головного мозга. Для них присущей является изменчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Этим объясняется изменчивость внимания и быстрая утомляемость. Нужно учитывать это при организации как умственной, так и физической работы, нормируя продолжительность, характер и величину нагрузок и планируя больше перерывов для отдыха. У детей среднего школьного возраста костная ткань имеет такую же структуру, как и у взрослых, однако процесс ее формирования продолжается. Окостенение позвоночника может быть еще не завершенным, поэтому сохраняется опасность его искривления и других нарушений осанки во время длительных напряжений и неправильном положении тела. Вследствие частого сжатия грудной полости, например опираясь на край парты, возможны изменения формы грудной клетки, к нарушению нормальной функции легких и сердца. Из-за неполного сращения отдельных костей скелета, в частности таза, во время прыжков с высоты на твердую поверхность могут возникнуть смещение тазовых костей с неверным сращиванием в дальнейшем. Такие изменения формы таза у девушек могут в будущем неблагоприятно отразиться на родах. Из-за незавершенности процессов окостенения скелета недопустимы чрезмерные физические нагрузки, особенно одностороннего напряжения, и рекомендуются умеренные, посильные физические упражнения, которые способствуют укреплению костной ткани и исправлению возможных нарушений осанки. Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Повышается способность организма к длительной мышечной работы, совершенствуется координация движений. Однако нагрузка на силу и выносливость преодолеваются еще плохо; лучше и быстрее осваиваются скоростные упражнения. Средний школьный возраст совпадает с началом полового созревания, который проходит в девушек с 12-14 до 17-18 лет и у мужчин с 14-15 до 19-20 лет. В этот период, особенно в начале, наблюдается повышенная возбудимость нервной системы и ее изменчивость, что негативно отражается на приспособлении к физическим нагрузкам и последующем восстановительном периода. Поэтому при организации занятий Фв нужен индивидуальный подход. При соблюдении этого требования и рациональной методике, физические упражнения могут способствовать нормализации заостренных реакций на внешние раздражители и процесса полового созревания. В старшем школьном возрасте формирования костной и мышечной систем почти завершается. Происходит ускоренный рост тела в длину, значительный рост массы и наибольший прирост сословной силы. Интенсивно развиваются мелкие мышцы и совершенствуется точность и координация мелких движений. Показатели физического развития постепенно приближаются к показателям взрослого человека. В этот период уже доступна специализация в любом виде спорта. Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными точные и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и др. Кроме приведенных анатомно-физиологических особенностей, которые присущи детскому организму, очень важно для правильной организации физического воспитания имеет учет возрастных изменений сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем, органов чувств, пищеварения и обмена веществ (надо вспомнить материал возрастной физиологии). Развитие, формирование и совершенствование отдельных органов и систем происходят не изолированно, а во взаимосвязи — развитие одних органов влияет определенным образом на развитие других. Гигиенические требования к формам оздоровительных физических упражнений (ОФВ), структуры, содержания и дозирования нагрузок на одном занятии. Во время занятий ОФВ решаются воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Составляющими оздоровительных задач: развитие и поддержка двигательных качеств на уровне гигиенических нормативов, подготовка к переходу на новый уровень функционирования с повышением умственной и физической работоспособности, восстановление нормального уровня функционирования организма, его отдельных систем и органов при усталости или пребывании в условиях, затрудняющих нормальную функцию. Эти задачи решаются путем использования различных по структуре и интенсивности Фв, применяемых в определенных формах физической культуры (формах ОФВ). Наиболее распространенными формами ОФВ являются: урок физического воспитания в детском саду, школе, вузе, тренировки в группах здоровья, в секции массового спорта, самостоятельное тренировки, утренняя зарядка, упражнения в начале работы, прогулки, малоподвижные игры . В зависимости от основных гигиенических задач все формы ОФВ можно разделить на три группы: развивая — к ней относятся урок физического воспитания, тренировки в группе здоровья, самостоятельное тренировки; подготовительно-стимулируя — утренняя зарядка, зарядка после дневного сна, упражнения в начале работы; восстановительные (активного отдыха) — прогулки, туристические походы на небольшие расстояния, малоподвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки. Однако стоит отметить, что в каждой форме занятий, рядом с основной задачей, в определенной степени решаются и остальные.