Гигиена обучения и физического воспитания детей школьного возраста часть 2

Хорошо освещения зависит также от формы окон, их размеров, расстояния между домами. Последняя должна равняться полуторной или двойной высоте самого большого из домов. Освещение в спортивных помещениях должно обеспечиваться прямым светом; окна располагаются в продольных стенах, с подоконниками на высоту не ниже 2 м от пола. Боковое освещение планируется, как правило, только на одной из стен. Следует помнить, что солнечный свет задерживают грязные окна (иногда до 50%), занавески, крупные цветы на подоконнике. Зависит естественная освещенность также и от цвета стен, потолка. Чистая белый потолок отражает 60-80% света, светлые обои (желтые, салатные, кремовые) 50-60%, а красные, синие, коричневые лишь 20-30%. Для искусственного освещения обычно используют, лампы накаливания и люминесцентные светильники. Последние имеют большую светоотдачу, меньшую яркость поверхности, ближе к естественному свету по спектральному составу и почти втрое экономичнее лампы накаливания. Однако у них есть и недостаток — Микропульсации светового потока. Когда используют многоламповые светильники, Микропульсации отдельных ламп взаимно уравновешивается. Если же светильник оборудуют 1-2 лампами, создаются неблагоприятные условия для зрения. В связи с этим в жилье лучше использовать лампы накаливания.
артроз суставов

Их подбирают так, чтобы на 1 м2 площади приходилось 10-12 Вт, то есть для комнаты, площадь которой 15 м2, нужна лампа мощностью 150 Вт. Нужно также учитывать и то, что при однофазном подключении люминесцентных ламп наблюдается так называемый стробоскопический эффект — Микропульсации светового потока, поэтому предметы, которые движутся могут восприниматься такими, что двоятся. Поэтому смежные светильники должны подключаться к различным фазам электрической сети. Не пригодны в гигиеническом отношении для использования в спортивном зале светильники прямого света. Они не обеспечивают равномерного освещения, образуют под лампами резкие тени, производят слепящего действия и могут вызывать у спортсменов во время выполнения физических упражнений негативные рефлексы в ЦНС. Кроме того, яркий свет утомляет глаза, способствует развитию усталости нервной системы. Все это может негативно сказываться на спортивной работоспособности. Светильники отраженного света являются лучшими. Большая часть светового потока направляется к потолку и оттуда уже отражается вниз в виде равномерного, приятного для глаз света. Однако данное освещение является дорогостоящим, так как требует применения ламп большой мощности. Светильники рассеянного света удовлетворяют гигиенические и экономические требования, обеспечивающие равномерное освещение и защиту глаз от яркого света. Гигиена труда. Работа — неотъемлемая часть нашей жизни. Если ее организовать правильно, она будет высокопроизводительной, способствовать физическому и умственному совершенствованию человека, его психическому здоровью. Нерационально организованный труд, наоборот, малоэффективный и приводит к ухудшению здоровья. После долгой или напряженной работы в организме появляется объективное состояние утомления. При этом возникает субъективное ощущение усталости, снижается работоспособность. Утомление — нормальное физиологическое состояние. Оно предохраняет организм от возможного истощения, способствует восстановительным процессам. Если человек устает, ему нужен отдых. Если отдых не будет достаточным и следующая работа начнется в условиях, когда восстановительные процессы еще не закончились, тогда возникает переутомление. Это уже болезненное состояние, когда ослабляется мышление, память, внимание, появляется апатия, головная боль, ухудшается сон, аппетит, снижается сопротивляемость к неблагоприятным факторам. Переутомление может стать также причиной нервно-психических расстройств. При рациональной организации труда усталость наступает гораздо позже, а переутомление не допускается. Интенсивная умственная работа предъявляет высокие требования к организму, поэтому здоровье — необходимое условие ее высокой эффективности. При умственном труде деятельность организма меняется: учащается дыхание, уменьшается ЧСС, повышается АД, увеличивается кровенаполнение сосудов головного мозга и уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей, брюшной полости, нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения. Во многом динамика работоспособности определяется возрастом и свойствами нервной системы. Так, у младших школьников умственное утомление наступает довольно быстро, поэтому учебные нагрузки для них ограничиваются и в школе, и дома. У подростков сокращается период врабатывания, удлиняется период оптимальной работоспособности. У детей с флегматичным темпераментом врабатывания длится дольше, чем у холериков. Быстрое истощение наступает у школьников со слабым типом нервной системы. Для них приемлемые сокращены периоды умственной деятельности и удлиненные перерыва. Есть меры, способствующие улучшению умственной работоспособности. Так, рабочее место должно быть постоянным. Стол и стул подбирают в зависимости от роста. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги опирались полной стопой на пол или подставку, образуя в тазобедренном и коленном суставах прямые или чуть тупые углы. Бедра на 2 / 3-3 / 4 длины должны быть на сиденье. Обязательно используется для опоры спинка стула. Во время работы стул задвигают на 3-5 см за крышку стола. Высоту стола подбирают такую, чтобы сидя на стуле, можно было держать на столе предплечья, не опуская корпуса тела и не поднимая плеч. Во время писания и чтения наиболее целесообразна вне наклон вперед. Во время беседы (объяснение преподавателя) возможна «задняя» поза, когда сидят, откинувшись на спинку стула. Правильная посадка обеспечивает нормальные условия для работы зрения, органов кровообращения, дыхания, пищеварения, предотвращает раннем утомлению, способствует сохранению правильной осанки. Особенно надо следить за правильной рабочей позой учеников, чтобы предотвратить искривлением позвоночника, дефекты зрения. умственного труда способствуют достаточно проветрено помещение, оптимальные условия микроклимата, тишина, рациональная освещенность. При этом имеется в виду, что хорошая освещенность нужна не только для нормального функционирования органа зрения, она также улучшает функциональное состояние ЦНС, функцию других анализаторов и способствует, таким образом, повышению производительности и качества труда, отдаляет усталость, способствует уменьшению травматизма. Интенсивность умственного труда зависит от эмоционального состояния. Положительные (но не чрезмерные) эмоции благоприятно влияют на работу, отрицательные — наоборот. Поэтому очень важен хороший психологический микроклимат в коллективе, доброжелательное отношение работающих (или тех, кто учится) одного к одному, положительная словесная оценка труда окружающими людьми, уверенность в полезности выполняемой работы. Положительные психологические факторы мобилизуют резервы работоспособности. Негативная оценка выполняемой работы окружающими людьми и такое же самооценка деморализуют, снижают работоспособность. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а интенсивная — ухудшает ее. Поэтому во время 10-минутных перерывов, устраиваются через каждые 45 мин работы, делают несколько легких физических упражнений. Систематические физические упражнения по определенной программе значительно повышают умственную работоспособность. Стойка работоспособность — результат вправлений и тренировок в данной форме деятельности. Благодаря им совершенствуются память, мышление, внимание, сообразительность. Благоприятное влияние на умственную деятельность имеет рациональное питание.